Агент собственной безопасности (Часть II)

Психическое здоровье – проблема выживания общества и государства.

Информационно-психологическое воздействие на человека начинается с идеологии, поскольку целенаправленная информация всегда идеологична. Идея – это мысль, а мысль – это уже переработанная информация.

Многим внушили, что идеология – это плохо, но на самом деле без идеи человек жить не может. Любая идеология догматична и подразумевает ограничение противоречащих ей концепций, понятий, схем и образов. И к этому надо относиться спокойно; любой человек, общество, государство защищает, хранит себя от потенциального вреда. В данном случае – от негативной, разрушительной для психики информации.

Исторические примеры имеются: Древний Рим погиб, впав в разврат, когда даже чернь требовала не работы, а хлеба и зрелищ. Сами цезари задавали тон, устраивая вакханалии и сатурналии, где каждому разрешалось буквально всё, вплоть до объявления себя императором (такому сперва воздавали царские почести, а потом зверски убивали). Да и армию некогда непобедимого Рима составляли уже не свободные граждане, профессиональные воины, а иностранные наёмники и рабы. В итоге Рим, отвергнувший принципы государственности, разработанные ещё Платоном, Сократом, Аристотелем, которые чётко увязывали этику с политикой, пал под ударами менее цивилизованных, но сплочённых варваров.

Другой пример – из отечественной истории. Большевики, разрушив духовную и идеологическую матрицу народа, лишили его сакральной защиты от вредного информационного воздействия. Стало вдруг можно то, что раньше было запрещено и осуждалось. Именно тогда, кстати, был заложен курс на отрицание «пережитков прошлого» и его носителей – людей старшего поколения. Тургеневский конфликт «отцов и детей» получил «законное» развитие. Взамен старых порядков советским людям был предложен новый коммунистический кодекс морали и этики. Однако, осознав его химеричность, власти воздвигли «железный занавес», который защищал наш народ от «тлетворного влияния запада», если говорить идеологическими штампами тех лет.

В тот конкретный исторический период это было довольно правильным тактическим решением. Защищая себя, советское государство проявляло реальную заботу об информационной и психологической безопасности своих граждан. Людей ограничили в доступе к «вредной информации», и именно поэтому они были по-простому, по-человечески счастливы. На головы советских людей не сыпалась негативная информация о катастрофах, кризисах, бесчисленных происшествиях и авариях (хотя вряд ли их было меньше, чем сейчас). Так работала внешняя цензура. Да и человеческие страсти не подпитывались извне призывами к зависти, ненависти, разврату, супружеским изменам.

Так бы, может, и жили советские люди, «другой такой страны не зная», да только вот шила в мешке не утаишь. Информация о том, как живут на Западе, стала проникать из-за кордона. Она-то и производила смущение в умах. К тому времени выросло целое поколение людей, чётко уяснивших, что всё хорошее может быть только на Западе; эта предубеждённость и привела к трагическим, но закономерным событиям августа 1991-го. Отвергнув своё прошлое и настоящее, как плохое, «совковое», наши соотечественники захотели быть «европейцами». Итог известен: отравление. Самое настоящее. Информационное. Люди съели тот плод, есть который было нельзя.

Потоки новой для народа информации были в основном со знаком минус; и оказалось, что нет ни специалистов, ни структур, которые могли бы её отфильтровать, обезвредить. «Железный занавес» рухнул, подул «ветер перемен». Цензуры, определяющей, что можно, а что нельзя, не стало, и бывшие советские граждане, получив массив неконтролируемой информации, просто потерялись. Свободы, к которой они были не готовы, оказалось слишком много…

Да, цензура нужна, но прежде всего это должна быть цензура внутренняя, имя ей – совесть. В конце концов, даже в самом тоталитарном государстве невозможно перекрыть все каналы информации. Но если нет внутреннего цензора, то некому контролировать сердце и мозг, которые воспринимают негативную информацию.

Чтобы народ был стойким и невосприимчивым к негативу в красивой обёртке, ему нужна «прививка». Такая, какая была у наших предков и помогала им не только выживать, но и побеждать. Эта «прививка» – владение собой, умение отличать доброе от злого; делать её должны родители, школа, церковь, армия, общественные организации.

Хороший пример здесь могут подать российские мусульмане: они подвергаясь тому же информационному воздействию, что и все остальные, но сумели в большей степени противостоять этому давлению. У них нет таких проблем с наркоманией, пьянством, суицидами. У них гораздо меньше разводов, более многочисленные семьи. Всё это за счёт верности своим традициям, вере, чёткой самоидентификации, верности заветам предков, почитания старших. (В некоторых мусульманских странах, — например, в Иордании, Сирии, Азербайджане, — уровень суицидов на протяжении многих лет остаётся на нулевом уровне.

…Если на Западе развит институт психотерапевтической помощи, то мы чаще «лечимся» на кухнях, с друзьями, родственниками. Но люди ошибаются, когда думают, будто они могут сами справиться со своей проблемой, «как-нибудь выкарабкаться». Такие попытки часто заканчиваются плачевно. К сожалению, в нашей стране нет и того достаточного уровня культуры, чтобы граждане обращались со своим проблемами к специалистам – психологам, психотерапевтам или священникам. Большинство людей недооценивают их, забывая, что никакой друг на кухне не заменит специалиста, которого учили профессиональным способам выведения людей из стрессов.

Евгений Жовнерчук,

Роман Илющенко