Александр Крутов: «Залог будущей силы и процветания»

Сегодня в сложившихся условиях мы имеем слабое государство, слабое общество и набирающую силу Церковь.

Наша общая беда в том, что уроки и предупреждения не идут нам впрок. Сегодня уже ясно, что в основе многих бед России, в нынешних и грядущих страданиях людей, лежат провалы в государственном строительстве. А если говорить напрямик, полное отсутствие государственного чувства и абсолютное пренебрежение интересами государственного строительства у «реформаторов».

Всей программе либералов присуща крайняя антигосударственность. По их представлениям, государство не только должно утратить в глазах человека всякий священный смысл, но и выглядеть как коллективный «враг народа». Проклятия в адрес государства («империи») и всех его институтов стали обязательным довеском к уверениям в приверженности демократии. Либералы с завидным упорством твердят о растущем тоталитаризме, о большой роли государства в жизни народа, которую надо ограничить, не понимая или боясь признаться себе, что они сами, их успехи и благополучие зависят от силы государства и его институтов. Все они говорят о «новой России». Пока же всё «новое» — какое-то неосязаемое, туманное, неопределенное, расползающееся при первом соприкосновении с реальной жизнью. Люди всё больше и острее чувствуют свою беззащитность перед настоящим и будущим. Они видят в созданном либералами государстве не защитника, не строгого и справедливого отца, а «чудище обло, стозевно и лаяй».

В отличие от многих других государств и народов, в России издревле произошло особое соединение государства и народа, построенное по типу семьи. Ученые это называют термином «патерналистское государство», а по-русски — государство-отец. Потому и говорили: царь-батюшка. Потому-то важной составляющей национальной идеи является идея сильного государства.

Даже сегодня, когда государственников во власти стало гораздо больше и их голос стал слышнее, противодействие не уменьшилось. Изменилась лишь форма, политическая технология — антигосударственная идея преподносится сегодня в скрытой, завуалированной форме. Иногда даже под маской государственнической фразеологии! Она не только существует, но и продолжает заметно влиять на жизнь нашего общества.

Хотелось бы напомнить власть предержащим слова русского философа Владимира Соловьёва: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

Мы должны понять, что причиной наших бедствий является подрыв русской государственности, основанной на православной вере. Исторические масштабы этого разрушения таковы, что объектом разрушения стали не отдельные институты государства, и даже не советское государство как система, а именно русская государственность как высокое и сложное порождение российской цивилизации, её православный дух и связь с землёй и людьми.

Сегодня мы наблюдаем мучительный процесс осознания роли государства. Представители правящей элиты стали говорить о национальных интересах, о русской культуре. Пусть у многих это всего лишь мимикрия.

Сам поворот очень важен. Он означает, что нарастает «давление снизу», так что даже расчётливый и циничный чиновник, ещё вчера равнодушно распродававший вверенные ему частицы государства, сегодня вынужден рядиться в государственника.

И хотя в общественном сознании сегодня сильно дискредитирован сам образ политика, нам нужно научиться различать политиков как государственных деятелей, которые осознают и отстаивают национальные интересы и тех, кто преследует, прежде всего, иные — партийные, групповые, личные — цели. Это о них в своё время сказал французский президент Жорж Помпиду: «Государственный деятель — это политик, который ставит себя на службу нации. Политик — это государственный деятель, который ставит нацию на службу себе».

Наши реформаторы вынудили Россию пойти по пути либерализма. Пойти в тот момент, когда и на Западе становится очевидным, что объединяющая общество духовная сила либерализма иссякла, его ресурс выработан. Идеологические концепции 80-х и 90-х годов, основанные на грубом индивидуализме, когда «всё это — для меня», по мнению английского политика Т. Блэра, уходят с арены и уступают место принципиально иной публичной идее: «всё это — для нас». А значит, дух нашего времени — сообщество, умение жить вместе. Наши либералы как-то прошли мимо той очевидности, что в современной Западной Европе идеи сохранения и развития национальной идентичности, сильной государственности стали бесспорной истиной в государственной политике, и никто не объявляет их «правыми», «фашистскими» и т.д.

А что у нас? Нового национального идеала, разделяемого если не всей нацией, то большей её частью, пока не выработано. Не имея ориентира в виде национального идеала, формирующего массовые ценности, трудно решать внутриполитические и внешнеполитические задачи. А это ставит под вопрос саму жизнеспособность государства, его институтов.

Российские либералы-реформаторы — это проблема не просто политическая. Дело гораздо глубже: перед нами явление духовного порядка. Это — антихристианская сила, стремящаяся всеми правдами и неправдами вычеркнуть Бога из народной жизни. Не случайно они яростно кричат о якобы вмешательстве Церкви в дела государства. Их пугает, что Церковь идёт в школу, что она учит людей различать добро и зло, предлагает православную концепцию прав и достоинства человека, и что у руководства страны всё большее понимание находит то, что именно Церковь может воспитать гражданина, патриота, свободную личность.

Сегодня в сложившихся условиях мы имеем слабое государство, слабое общество и набирающую силу Церковь. Очевидно, что без духовного возрождения народа мы не возродим Россию. Не в противодействии, а в единстве действий государства, общества и сильной Церкви залог будущей силы и процветания как государства и общества, так и Церкви. Иначе Россия может превратиться в территорию, а российский народ — в человеческий материал для агрессивной материальной и духовной колонизации со стороны наших ближних и дальних соседей.

«Бог обращается к человеку шёпотом любви, а если он не услышан — то голосом совести; если человек не слышит и голоса совести — то Бог обращается через рупор страданий», — говорит христианский писатель Клайв Льюис.

Александр Крутов
Президент «Международного фонда славянской письменности и культуры»,
Главный редактор журнала «Русский дом»,
Почётный координатор Движения «Народный Собор».

Источник: Русский дом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.