“Это действительно уникальный, соборный спектакль…”

19 сентября состоялось открытие театрального сезона Русского духовного театра “Глас” спектаклем “Великая княгиня Е.Ф. Романова (Возвращение)”.

Место проведения (филиал Государственного академического Малого театра) было выбрано не случайно. Помимо театра, на Большой Ордынке находится Марфо-Мариинская обитель милосердия, основанная княгиней Елизаветой Фёдоровной в 1909 году. Символичная энергетика этого места помогла сделать спектакль ещё более трогательным и запоминающимся.

Перед началом, слово дали театральному критику, главному редактору журнала "Театральная жизнь" Олегу Пивоварову. Свою речь он начал со стихотворения Николая Рубцова:

“Перед этой
Желтой, захолустной
Стороной березовой моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей,
Перед этим
Строгим сельсоветом,
Перед этим
Стадом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.

Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста!”

Я присутствую на 23-м сезоне театра, душа которого чиста все эти десятилетия, театра, который своим светом освещает душу тех, кто приходит в зрительный зал познакомиться с его искусством. Я рад был присутствовать на спектакле “Гласа” в Белоруссии, городе Гомеле, где театр получил гран-при большого международного фестиваля “Славянские встречи”. Неслучайно мы здесь собрались. У этого театра выдающиеся артисты: художественный руководитель Н.С. Астахов, А.А. Гончаров, Т.Г. Белевич… Эти люди составляют золотой фонд театрального искусства.

Я вспоминаю, как были потрясены и простые белорусские зрители, и профессионалы. Они спрашивали меня: “Что это за актерская техника? Откуда такая энергия, такая сила?” Вы тоже будите искать ответ на этот вопрос.

Это действительно уникальный, духовный, соборный спектакль, очень трогательный. Я часто видел слезы на лицах зрителей.

Ещё этот театр необычен тем, что он бездомный. У него уже несколько лет нет своей сцены. А самое страшное для театра – не иметь своего угла, ведь актер должен играть, каждый вечер необходимо поднимать занавес. Но каким-то чудесным образом наш “Глас” продолжает развиваться, не теряя своего таланта”.

Начался спектакль. Свет приглушили, и мы перенеслись в конец XIXвека. На сцене одна за другой эпизоды из жизни Елизаветы Федоровны: как она переживала перед венчанием, как после долгих раздумий приняла православную веру. Но годы счастливой семейной жизни омрачает горе – убийство мужа Сергея Александровича. Но Елизавета Федоровна достойно переносит это испытание, она продает все свои драгоценности и на вырученные деньги покупает усадьбу, где вскоре открывается Обитель Милосердия. Не случайно двоюродная сестра её мужа – Ольга Константиновна, так отзывалась о нашей героине: “Это чудная, святая женщина – она – видно, достойна тяжёлого креста, поднимающего её всё выше и выше!”

Показана не столько судьба одной женщины, сколько судьба всей нашей Родины. Вот уже на сцене мелькают большевики, значит, близиться 1917 год…Елизавета Федоровна отказывается покинуть Россию и ожидает своей участи. Вскоре её арестовывают, а в ночь на 5 июля княгиню, пять князей, управляющего делам князя и сестру Марфо-Мариинской обители, которая захотела остаться с Елизаветой Федоровной до конца, убивают большевики, сбрасывая в шахту, находившуюся в 18 км от Алапаевска.

Через 11 дней, таким же образом убивают и всю чету Романовых в особняке Ипатьева в Екатеринбурге. С убийством царской семьи вся Россия поглощается хаосом: жестоко расправляются со священнослужителями, разрушаются церкви… Такое чувство, что новая власть пытается искоренить всю святость, на которой держалась Русь. Многие в зрительном зале не выдерживают, на глазах проступают слёзы. Каждый вспоминает историю своей семьи и понимает, те времена оставили глубокие шрамы на судьбе любого жителя России.

По окончании спектакля зрители ещё долго не отпускали актеров со сцены продолжительными аплодисментами. Но вот поднимается на сцену Валерий Александрович Баринов. Его легко узнать – Народный артист России, снялся более чем в ста фильмах.

“Театр признан будить чувство доброе в людях. Знаете, у Александра Сергеевича Пушкина есть одно интересное стихотворение:

“И нет отрады мне – и тихо предо мной

Встают два призрака младые,

Две тени милые – два данные судьбой

Мне ангела во дни былые;

Но оба с крыльями и с пламенным мечом,

И стерегут, и мстят мне оба.

И оба говорят мне мертвым языком

О тайнах счастия игроба.”

Театр – это тайна, которая живет внутри вас. Я счастлив, что сегодня эмоции актеров и эмоции зрителей соединились, и произошло поистине чудо.”

Вскоре В.А. Баринова на сцене сменяет Никита Сергеевич Астахов — художественный руководитель театра «Глас», заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

“Ждем вас на следующие спектакли. На сегодняшний день вопрос о строительстве своего помещения для театра ещё тормозиться. Мы существуем в очень трудном положении. Уже три года как нас попросили освободить то здание, в котором театр располагался раньше (ул. Малая Ордынка — прим. ред.). Уже четвертый год мы арендуем помещения: на Серпуховской, на Большой Ордынке. Приходите на наши спектакли. Они все разные по форме, но одинаковые по содержанию. Главное в театре — нести Слово, а не “зрелищ и хлеба” как этого просит современная культура”.

Последние слова безошибочно характеризуют театр “Глас”. Каждый его спектакль несет православную национальную идею, “Великая княгиня Е.Ф. Романова (Возвращение)” не является исключением. Вспоминаются слова Ольги Козэль, в точности передающие духовное содержание этого спектакля:Он – не просто о жизни и смерти Великой княгини – мученицы. Он – о жизни и смерти в более широком смысле. Он – о любви – настоящей, чистой и искренней – той самой любви, которую невозможно сыграть на сцене и почти невозможно испытывать современному человеку.

Елена Чубарова

координатор движения «Народный Собор»