Исламский фундаментализм начинает заметно присутствовать в среде мигрантов: мнения экспертов

Проблема мигрантов в России и религиозной их составляющей…

Проблема мигрантов в России и религиозной их составляющей стала центральной в обсуждении исламоведов и этнологов на II всероссийской научно-практической конференции «Этнокультурный и межконфессиональный диалог в Урало-Поволжском полиэтничном пространстве: исторический опыт и современность», проходившей 14 декабря 2012 года в Оренбурге.

Открывая работу мероприятия, вице-губернатор Оренбургской области Дмитрий Кулагин констатировал, что «в последнее время этническая идентичность определяет поведение россиян, что особенно на примере молодежи». Отметив заслуги областного правительства в сфере национальной и конфессиональной политики, областной чиновник признал, что как в стране, так и в этом приграничном с Казахстаном регионе наблюдается рост экстремизма на этнорелигиозной основе.

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов в своем докладе «Распространение ваххабизма в Поволжье и его последствия для национальной безопасности в России» остановился на проблеме экспансии исламского фундаментализма, идущей в потоке мигрантов в страну из Центральной Азии. «Подвергаясь более суровому наказанию у себя на родине, исламские радикалы переезжают под видом гастербайтеров в Россию, где действует крайне либеральное законодательство по борьбе с религиозным экстремизмом», — заметил исламовед, добавив, что «фундаменталисты в России стали активно использовать мигрантов для участия в своих уличных акциях в качестве массовки и ударной силы». В качестве иллюстрирующего примера Сулейманов привел выступления на митингах и пикетах, организованных членами террористической организации «Хизб-ут-Тахрир» в Казани летом этого года, где заметную роль играли мигранты. По словам эксперта, сейчас подрастает второе поколение мигрантов, уже родившихся в России, для которых «этническая идентичность уходит на вторые роли в самоидентификации, а на первое место выходит религиозный фактор, причем в радикальной интерпретации ислама». Исламовед призвал в каждом муфтияте создать специальный отдел по работе с мигрантами: «Если мусульмане-традиционалисты не начнут работать с мигрантами, то тогда с ними начнут работать фундаменталисты, что уже и так имеет место быть».

Начальник Управления внутренней политики Аппарата губернатора Оренбургской области Вячеслав Щенятский отметил, что на территории региона проживает 93 тысячи официально зарегистрированных мигрантов, добавив, что это только те, что стоят на учете в надзорных органах, причем эта цифра имеет тенденцию к росту. Стоит отметить, что по переписи 2010 года в Оренбургской области проживает 2 113 258 человек.

Директор НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета Веналий Амелин считает, что наряду с этнологическим мониторингом, который ведется уже 20 лет в Оренбургской области, возникла необходимость вести конфессиональный мониторинг. «Это необходимо для того, чтобы знать ситуацию в религиозной сфере как в масштабах страны, так и в границах одного региона», — отметил этнолог.

Заведующая кафедрой философии и религиоведения Оренбургского государственного университета Марина Ефименко коснулась темы деятельности нетрадиционных религиозных течений в регионе. По ее мнению, сегодня они заметно влияют на мировоззрение населения, при этом секты закрепляют свое присутствие. К примеру, появившиеся в Оренбургской области в 1994 году мормоны, продолжая вести свою миссионерскую работу, покидать регион не собирается, тем более, что подрастает второе поколение их адептов – детей, воспитанных в семьях родителей-мормонов.

Доцент кафедры всеобщей истории Оренбургского государственного педагогического университета Светлана Дерябина свое выступление посвятила проблеме провала интеграции мусульман в европейское сообщество. По мнению эксперта, мусульмане в Европе идут по пути анклавизации с последующей шариатизацией исламских кварталов городов, диктату со стороны фундаменталистов по отношению к коренному населению с требованием отказа от любых немусульманских праздничных атрибутов, к примеру, рождественской елки. Дерябина напомнила призыв духовного лидера «Братьев-мусульман» Юсуфа Кардави к мусульманам стран Запада о необходимости им идти по пути изоляции от остального населения, создавая «островки ислама» в городах, чтобы в перспективе из меньшинства стать большинством. «В Брюсселе бельгийские власти пошли по пути разрешения на введение самоуправления на основе шариата в ряде кварталов, что означает запрет на вход городской полиции», — привела как показательный пример оренбургский исследователь, подчеркнув, что вообще-то Брюссель – это столица Евросоюза. Такая тенденция свойственна не только для зарубежной Европы, имеются тенденции к этому и в России. В ряде южных регионов страны, отмечает эксперт, введены элементы шариата, а признаки появления мусульманских кварталов стали заметны в некоторых районах Москвы (Люблино, район станции метро «Войковская», «Проспект мира»).

Научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Василий Иванов выступил с докладом «Нурсисты и турецкое религиозное влияние на мусульман Поволжья». Рассказав суть учения турецкого проповедника Саида Нурси, эксперт напомнил, что на территорию Оренбургской области последователи запрещенной в России экстремистской организации «Нурджилар» проникли с территории Казахстана в 2011 году, в Ульяновской области они вели работу в среде студентов городских вузов, а в Татарстане в 2012 году они планировали устроить показ апологетического фильма о духовной лидере секты на VIII Казанском международном фестивале мусульманского кино. Иванов считает, что в ближайшее время Поволжье будет ждать вторая волна экспансии нурсизма, связанная с увеличением числа мигрантов, в том числе из Турции. Он сослался на недавнее заявление турецкого консула в Казани Сабри Тунч Ангылы о том, что количество турецких предпринимателей в регионе будет увеличиваться. «В свое время нурсизм был привнесен в Волго-Уральский регион турецким проповедником Байтуллой Ямаком, сейчас ответвление нурсизма под видом учения турецко-американского деятеля Фетхюллаха Гюлена распространяется в среде татарской, башкирской и казахской интеллигенции под видом «диалога цивилизаций», сейчас религиозная экспансия будет вестись под маской турецкого бизнеса», — резюмировал свое выступление эксперт.

Источник