К вопросу о модернизации отечественного социологического образования на основе социокультурного потенциала древнерусской литературы.

Интервью с д.с.н., проф., чл-корр. РАО, вице-президентом Российской социологической ассоциации, Почётным координатором Движения «Народный Собор» — Святославом Ивановичем Григорьевым.

Корр.: Святослав Иванович, Вы в последние годы, о чем свидетельствуют ваши публикации, активно работаете над проблемой организации эффективного использования в социологическом образовании, в социологических исследованиях русской художественной литературы. Для среднестатического гражданина нашей страны и даже для социологов Высшей школы экономики это, конечно, чаще выступает как нонсенс, причуда социолога-патриота, у которого «крыша поехала»… Что Вы скажите в принципе по этому поводу? Может быть, это, так или иначе, но все-таки индивидуальное, частное видение путей «оживления», вооружения социологии средствами познания художественной литературы, ваша «изюминка» как человека, имеющего филологическое и социологическое образование, кандидатскую диссертацию по социологии студенчества, социологии образования, опыт исследований под эгидой научных программ Отделения профессионального образования, а также Отделения образования и культуры РАО?… Или – нет?

Григорьев С.И.: Думаю, что нет, хотя известную роль, конечно, характер моего высшего образования и научно-педагогической деятельности сыграл в моих поисках путей к обеспечению качества социального (не только социологического) и гуманитарного образования в русском социокультурном пространстве. Главное же все-таки, думаю, в этих поисках не мои оригинальные достижения на ниве отечественного социологического образования, преподавания социальных и гуманитарных наук в целом, а требование Времени и уже имеющийся позитивный опыт отечественной педагогики высшей школы. Напомню, в частности, о таких публикациях, как: Голубицкий Ю. «Социология и литературный процесс» — М.: Вече, 2010; Каменец А. «Социальная педагогика русского сказочного фольклора». Учебное пособие. – М.: РГСУ, 2010; Канторович В. «Литература и социология» — М.: Сов. писатель, 1984; «Художественная литература в преподавании научного коммунизма». Ред. Е. Ануфриев и Р. Мартанус. – М.: Изд-во МГУ им. М. Ломоносова, 1976. Мои учебные пособия по использованию в преподавании социологии, культурологии и социальной педагогики творчества С. Есенина, В. Шукшина, произведений древнерусской литературы, «Слова о полку Игореве» — лишь продолжение отечественной традиции применения художественной литературы, народного фольклора в системе образования, в изучении социальных и гуманитарных наук…

Корр.: Но почему тогда сегодня этой педагогической практике отечественного образования, ставшей почти традиционной, вы придаете статус явления, которое выступает как требование, особо значимое веление времени?

Григорьев С.И.: По нескольким причинам: во-первых потому, что в вузах современной России на фоне отрицательных последствий ослабления национального самосознания в советской период истории нашей страны в последние 20 лет произошло новое глобалисткое разрушение духовности социокультурных основ русской культуры под давлением прозападного экономоцентризма и вульгарно-рыночных практик, идеологии потребительства стихийно-экплуататорского общества, где частная собственность представляется основой свободы и справедливости. В такой ситуации стали масштабно сокращаться объемы учебного времени, выделяемые в вузах современной России на социогуманитарные дисциплины, в том числе – на социологию и преподавание художественной литературы; во-вторых, потому что в вузах явно обострились проблемы воспитания, которые с помощью художественной литературы могут быть если не полностью решены, то существенно ослаблены; в-третьих, по той причине, что информатизация, информационно-коммуникационная революция и у нас в стране масштабно сократила долю читающего и творчески думающего населения, что сохраняет чтение отечественной художественной литературы; в-четвертых, нельзя не сказать о позитивной роли использования художественных образов русской культуры в связи с экспансией Запада; в-пятых, потому, что это помогает реализовать культуроцентричность образования, его противодействие Болонскому процессу с его базовым компетентностным подходом, академической мобильностью и толерантностью…

Корр.: Говорят еще, что на базе Болонского процесса и ГОС ВПО третьего поколения в современной России идет масштабная вульгарно-рыночная прагматизация, дегуманизация образования, сокращение теоретико-методологических и философско-социологических дисциплин, социогуманитарного знания, в том числе художественной литературы. Такое развитие событий было серьезно осложнено еще и масштабными отрицательными последствиями введения ЕГЭ – единого государственного экзамена…

Григорьев С.И.: Да, к сожалению, это так. И мы сегодня вынуждены думать о том, как исправить качество обучения и воспитания на всех уровнях организации образования, как сохранить национальную идентичность коренных народов России, в том числе – русских, среди которых сегодня довольно много «Иванов, не помнящих родства», лишенных корневых оснований социокультурной генетики, уважительного отношения к своему народу, к народам других национально-культурных сообществ…

Корр.: Святослав Иванович, а верно ли то, что Вы уже завершили работу над учебным пособием «Культурология русского мира»?

Григорьев С.И.: Да, эта работа уже опубликована. Мы подготовили ее к публикации вместе с Ю.Г. Марченко, известным ученым и общественным деятелем, музыкантом, живущим и работающим сегодня в Новосибирске. Это – также очень важная сегодня тематика в условиях, когда в России провозглашается программа замены национальной дифференциации одной национально-этнической общностью – российской нацией…

Корр.: Может быть, это все-таки было заявлено по глупости, в суете поиска предвыборных новаций?

Григорьев С.И.: Не думаю. Это – часть новой информационно-психологической войны против коренных народов России XXI века. Этому нам придется противостоять… Всеми возможными средствами, в том числе и через использование русской художественной литературы в преподавании социальных и гуманитарных наук…

Корр.: Спасибо, Святослав Иванович, за беседу, за интересную информацию.

Григорьев С.И.: Пожалуйста.