Русская автономия в Эстонии

Размышления о будущем

Есть такая страна – Эстония, член НАТО, Евросоюза. Страна маленькая, мнит себя европейской и «демократической», но уж как-то избирательно она это делает. Одни люди – полноправные граждане, другие – нет. И это – русские. А ведь они составляют минимум четверть населения страны.

Состояние русского общества в Эстонии в настоящее время можно охарактеризовать близкими по значению в нашем контексте понятиями: деформация, дискриминация, дезинтеграция. Эта ситуация является результатом этноцентричной политики эстонского государства, в основе которой лежит дискриминация и ассимиляция так называемых «инородцев». В результате сегрегации, практикуемой эстонскими властными структурами, происходит выдавливание русского населения на обочину общественной и экономической жизни. Одним из главнейших инструментов власти в этой практике служит ограничение на использование русского языка. Дискриминация по национальному признаку при приеме на работу прикрывается таким же ограничением. Сегодня даже от работников физического труда требуют знания эстонского языка.

Каким образом сотни тысяч людей оказались чужими на своей же русской земле? Что они сделали для этого? Может быть, они въехали в независимое эстонское государство, умоляя правительство Эстонии разрешить им тут поселиться? Может быть, они тайком пересекли границу и подали прошение о разрешении на жительство на этой чудной, прекрасной земле? Почему мнение этих людей равно нулю? Они же жили здесь и до нелепой случайности возникновения на этой части русской земли какого-то нового государственного образования! Они остались гражданами СССР, преемника Российской империи. За то, что они остались верны Родине, они получили подобное наказание. Так или иначе, но действия эстонских властей – это попытка ущемить как можно сильнее носителей русского духа и идеи.

Русские люди пытаются изменить ситуацию. Так, 1 февраля 2006 года было зарегистрировано недоходное объединение «Русская культурная автономия». Основной задачей объединения является регистрация русской культурной автономии в соответствии с Законом «О культурной автономии национального меньшинства» 1993 года. Но до сих пор продолжаются тяжбы с чиновниками различных уровней, не позволяющих русским создать культурную автономию. Но, даже если случится чудо и на территории Эстонии заработает русская культурная автономия, останется вопрос о необходимости территориальной автономии на севере и северо-востоке Эстонии, где проживает русское большинство, что было бы в рамках европейских стандартов. Попытка получить территориальную автономию уже была предпринята сначала в 1991 году, затем 16 июля 1993 года городскими властями Нарвы и Силламяэ был проведён референдум о создании русской территориальной автономии в этом районе с перспективой дальнейшего объявления независимости или воссоединения с Россией, что было поддержано большинством голосов. Однако Таллин проигнорировал результаты референдума, дав лишь разрешение на создание культурной автономии, а Россия не оказала поддержки его реализации.

Начиная с 2008 года, после признания Эстонией независимости Косово, стали вновь раздаваться призывы к созданию в Эстонии русской территориальной автономии. Многие скажут: может, достаточно культурной автономии?

Для того чтобы понять, чем отличается культурная автономия от территориальной, нужно лишь вспомнить то обстоятельство, что первая из них, в соответствии с эстонскими законами, рассчитана на лиц, обладающих местным гражданством. В то же время только треть русских имеет эстонские паспорта. То есть от учреждения культурной автономии выиграют лишь те представители русской общины, которые и так уже обладают всеми правами эстонского гражданина, среди них и право участия в выборах. Зато остальная, большая часть русского населения, имеющая либо российское гражданство, либо статус негражданина, останется в бесправном положении. Именно поэтому многие русские общественники края выступают за создание автономии территориальной, рассчитанной на всех жителей регионов с компактным проживанием русскоязычного населения. Причём в этом случае фактор гражданства не имеет никакого значения. Собственно, многие нацменьшинства на территории Евросоюза уже создали свои территориальные автономии в странах своего проживания, будь то шведы в Финляндии, каталонцы и галисийцы в Испании или жители Уэльса в Великобритании.

Многие не воспринимают идею Русской территориальной автономии всерьёз. А почему? А потому что им лень подумать, лень просто осознать перспективы и горизонты. В частности, всегда встает вопрос: "А откуда деньги? На что будет существовать Автономия?"

Что есть на этом клочке земли? Электростанция, промышленные металлопредприятия, химические предприятия, шахты, порт Силламяэ, порты Таллина, терминалы для перевалки грузов, железная дорога, автострада, склады и сборочные цеха, логистические центры, таможенные терминалы, магазины и многое другое. Все налоги будут оставаться на территории Русской автономии, в том числе подоходный налог. За аренду территории Автономии под свои предприятия (за электростанцию, железные дороги и шахты) эстонцы будут платить в её бюджет. Можно предусмотреть вариант о преимущественном приёме на работу граждан Автономии. В обязательном порядке предоставить налоговые льготы российским инвесторам, которые создадут совместные предприятия с её гражданами. Из бюджета Автономии будут оплачиваться полностью медицина и охрана Автономии силами её граждан. Эстонские полицейские будут иметь право попасть на данную территорию ТОЛЬКО разоружившись, то есть, сдав оружие силам правопорядка Автономии. К военным это также относится. Базы НАТО будут выдворены с территории Автономии, или же прекратится предоставление для них коммунальных услуг и электричества.

На сегодняшний день Таллин и производящий северо-восток кормят остальные волости Эстонии. Если Таллин еще получает что-то от государства, то богатейший северо-восток выкачивается досуха в пользу эстоноязычных волостей-бездельников. Северо-восток кормит четыре таких волости, а люди северо-востока нищие.

С введением Автономии ситуация в корне поменяется. Придут русские инвесторы, налоги останутся в Автономии, начнут поступать деньги за аренду земли под инфраструктуру. Дотации Евросоюза на развитие культуры меньшинств и инфраструктурные проекты перестанут разворовываться эстонцами и, наконец, дойдут до адресата. Это позволит обеспечить бесплатное изучение языков Автономии для всех её граждан, позволит финансировать полностью культурное развитие Автономии. Деньги перестанут идти на поддержку дискриминации русских, а пойдут на повышение уровня жизни людей Автономии. Доходы от транзита как дополнительный доход можно распределять между всеми жителями Автономии в равных частях. То есть наподобие природной ренты, когда каждый житель территории имеет свой небольшой, но постоянный доход.

Территория Автономии – богатейший ресурсами, инфраструктурой и человеческим потенциалом регион. И только грабеж со стороны правительства националистов не позволяет русским жить достойно, сообразно своему вкладу в экономику Эстонии. Провозглашение Автономии позволит навсегда решить эту проблему. Через три года эстонцы будут стоять в очереди, менять имена на русские, признавать себя русскими, чтобы получить заветный паспорт гражданина Автономии! Маниловщина, скажете вы? Может быть… Но экономические выкладки позволяют предсказать такой поворот событий.

Михаил Трушкин
Специально для «Народного Собора»
по материалам «Союза Северо-Западников Нового Поколения»