Воспитание сложнее, чем фантастика

Что происходит с книгоизданием и компьютерными играми.

В начале октября состоялось заседание одной из представленных Всемирным Русским Народным Собором секций «Фантастическая литература и компьютерные игры как средства патриотического воспитания». Местом проведения стал отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям церкви и общества.

Одной из обсуждаемых проблем стала доступность запрещенного контента. Обсуждали и кризис книгоиздания. Определены первые задачи: распространение бумажных изданий, а также использование опыта видеоигровых материалов и электронной техники.

Чем заменить привычную напечатанную книгу? Пока на этот вопрос нет чёткого ответа, нужно использовать все возможные средства, создавая кроссмедийные проекты. Второй вопрос – содержание. Книга, направленная на молодежную аудиторию, должна быть пропитана идеями морали, духовности и патриотизма.

В видеоиграх заметен спад заинтересованности в патриотических изданиях. Ребёнок сам выбирает, во что ему играть, и зачастую этот выбор не в пользу духовного воспитания. Как считает руководитель игрового проекта «DieZel», использование патриотического начала в видеоиграх возможно, но для начала нужно воспитать родителей.

Причин неудач патриотических изданий тоже достаточно: прежде всего, это отставание российского рынка. Соответственно, рано говорить о каком-либо «внедрении ценностей» внутри игры. Закономерный вопрос: как привлечь аудиторию? Ответ: создать игру на фоне русского патриотизма. Это негласное: «русские – лучше всех» (преимущество русской армии, русской танковой дивизии и проч.), отсутствие прямой, «лобовой» рекламы, привнесение элементов русской культуры или бытности, того, что очевидно и понятно, но не выглядит как тупая пропаганда.

Правительство поддерживает много проектов, из-за чего действительно стоящие не получают должной поддержки и внимания. Среди них и огромное количество малобюджетных (оттого технически и графически несовершенных), большая часть из которых в скором будущем прекратит свое существование.

Успех игры во многом зависит её наполнения, идеи, конфликта и, безусловно, оформления. Создание комфортной Вселенной (так называют мир игры геймеры и разработчики) для каждого – ещё одна важная задача.

Следует помнить и об ошибках, которых не следует допускать. Одна из них – миссионерская составляющая (сокральный диалог или монолог): «Любая пропаганда пройдет, пока она интересна». Пример тому – фильм «Орда».

Ещё одна негативная тенденция: «написано плохо, зато патриотично». Есть опасность, что книги подобного уровня навсегда закроют дверь к сердцу читателя.

Сформулировав высказанные идеи, можно выделить следующее. Чтение книг никогда не отойдет на второй план, хотя бы потому, что чтение – необходимая компетенция элиты. Книги нужно писать для людей, живущих здесь и сейчас. Коммерческий успех – это попадание в целевую аудиторию (соответственно, коммерческий успех – показатель востребованности). Читатель не нуждается в простых текстах. Каждая книга должна иметь несколько «слоёв»; идеологическая составляющая – важнейшая.

В итоге была высказана мысль о том, что литераторы и деятели игровых индустрий «…должны работать совместно, создавая в новом, интерактивном формате «живых» книг и книжных приложений такие миры, в которых всем хотелось бы жить, и таких героев, которым хотелось бы подражать и сопереживать».

Лиза Лукашина